Врачи санавиации летают поездами



Еще 14 лет назад январь - начало февраля были самыми тяжелыми для санавиации Тогда ведущие специалисты в хирургии, педиатрии, неврологии и других медицинских направлений за считанные минуты вылетали из Киева в любой уголок Украины, чтобы спасти жизнь человека, помочь местным врачам в сложной ситуации. Января вообще считался тяжелым месяцем для очередного хирурга и не только потому, что врач не мог выехать никуда из столицы в праздники и должен был постоянно оставаться у телефона: с фанатами застолий проходили уникальные и сложные случаи чаще, чем в другое время.

Печень, похожая на розу

- Помню, в январе бывали и по 20 раз в командировке по санавиации, - рассказывает заведующий отделом хирургии поджелудочной железы и реконструктивной хирургии желчных протоков Института хирургии и трансплантологии, заслуженный врач Украины, профессор Владимир Копчак . - Однажды в Новый год подняли прямо из-за праздничного стола, мол, сложный случай - разрыв печени. И уже через пятнадцать минут меня ждало авто во дворе, отвезло в аэропорт Жуляны, где я сел в кукурузник и полетел в Кировоград. Там парень разбился на мотоцикле, и его печень разорвалась на куски так, что была похожа на розу, распустившийся. Местные хирурги не знали, что с ней делать, как латать, и кровотечение не останавливалось. Я им еще в Киеве успел по телефону сказать, чтобы забили рану ватными тампонами, полотенцем, чтобы пациент не знекровився и не умер до моего приезда. Пока летел, все в голове прокручивал, как провести операцию, в первую очередь сделать. Самолет приземлился, я сажусь в скорую и мчусь в больницу под рев сирен. Врачи уже кровотечение остановили, и мы вместе начали сшивать печень. А операции же на печени вообще считаются одними из самых сложных, там важно правильно составить мозаику. Слава Богу, мальчик выжил.

Как рассказал бывший начальник санавиации, а теперь Всеукраинской станции выездной экстренно-консультативной медпомощи Константин Головач, служба санавиации существует при Министерстве здравоохранения и сейчас. Работает она по таким же принципам: институты подают списки своих ведущих специалистов в конкретной области, и мы составляем график дежурств, где каждому профи закрепляется в обязанность месяц быть начеку, выезжать на вызовы по всей Украине. Когда на местах хирурги самостоятельно справиться не могут, они вызывают эту службу. И не больного везут куда-то, а врач приезжает к нему сам. Хотя в особо тяжелых случаях людей забирают в столицу.

Сейчас в службу обращаются гораздо реже, чем раньше. Если еще 14 лет назад специалисты санавиации имели около двадцати вызовов в неделю, то сейчас - два-три! Местные хирурги стали более самостоятельными и пытаются сделать все сами, без привлечения гостей. Кроме того, услуги столичных профи экономически накладные для бюджетов местных больниц. Например, трехчасовая консультация профессора и его доставка, официально обойдутся провинциальным коллегам в около 200 гривен. Поэтому сейчас часто обходятся телефонной консультацией.

- В этом январе мне снова пришлось дежурить по санавиации, - рассказывает Владимир Михайлович. - Выезжал всего лишь раз в Николаев, у главного врача поликлиники был острый панкреатит - воспаление поджелудочной железы. Подстраховал, помог. Но вызов по службе не означает, что тяжелых случаев в этот период в стране не было, ведь только к нам в отделение попало после праздников пять человек с такой проблемой! Просто местные врачи сами желают справляться. Поэтому и получается, что сейчас очередные хирурги выезжают редко. Да и то, чтобы переделать или доделать операцию. А зря. Конечно, местные специалисты имеют огромный опыт, но это в основном - общие хирурги. У них не всегда есть время, силы и желание узнавать о новинках в хирургии, оттачивать свое мастерство в определенном узком направлении. Чем они и отличаются от ведущих специалистов страны, которые годами работают в одном направлении и могут справиться со многими сложными случаями, используют на практике мировой опыт.

Босс оплачивает билет профессору

Существует мнение, что сейчас службой санавиации пользуются в двух случаях. Первый, когда больной имеет солидных родственников, которые не дадут покоя в случае смерти пациента, и местные врачи хотят заручиться поддержкой столичного специалиста. Второй, когда пострадал сам - большой босс, и местные врачи боятся ошибиться, или он сам требует к себе киевского профи. А вот простым смертным приходится самим решать свою проблему, ведь они самостоятельно не могут вызвать по санавиации специалиста. Это может делать только главный врач областной больницы! Получается, что сегодня услуги такой службы скорее похожи на внутрикорпоративную помощь коллегам, чем на массовую помощь населению.

А хорошо, если бы медицинская братия поняла, что главное - не кто спас жизнь человека, а что человек остался жив-здоровой. Необходимо организовать эффективную работу службы, чтобы она имела масштабный характер, а не избирательный. А для этого требуется не только понимание необходимости такой помощи самими врачами, умеренности профессионального самолюбия, но и материальные средства, хотя бы для того, чтобы вовремя доставить нужного специалиста к больному.

- Раньше профи на самолетах летали, так и название было крылатая - санавиация, - объясняет начальник нынешней службы Константин Михайлович. - Раньше было два кукурузники, в Жулянах, вертолеты и были мобильны. Но поскольку в начале 90-х наступил экономический кризис, то финансировать полеты стало невозможно. Обходились Волга главврачей. Правда, пытались нам помочь. Бывший министр транспорта Кирпа предоставил возможность летать самолетами Крымских авиалиний, которые нами не очень востребованы, и международными авиарейсами, что вообще абсурдно. А вот летать в другие регионы Украины, которые действительно нуждаются в помощи, мы не можем. А частные авиакомпании пока не созрели для социальной помощи.

Хотя если вызывают медицинской помощью в большой человека, то врачу и билет на самолет купят. А в основном, медики едут на автомобилях, недавно приобрели джипы, а в дальние районы - на поезде. Если вызвали дежурного профессора, то он может проехаться и в купейном вагоне, а ведущего специалиста - в плацкарте, даже у туалета. Когда жизнь висит на волоске, то каждая минута играет роль. Поэтому врач, который добрался поездом до места, наверное, только и может, что переделать или закончить операцию, или констатировать смерть. Могут, еще и поэтому местные хирурги не спешат звать издалека специалиста, ведь все равно не успеет.

Виктория Кулаковская, Сегодня .