Украинский в Бразилии научили местных есть гречку и продают писанки по 30 долларов
Официально считается, что украинская начали эмигрировать в Бразилию в 1895 году. Однако вполне возможно, что самые переселенцы попали сюда на 10 1915 ранее. Причина такой путаницы слабая национальная самоидентификация этих эмигрантов. Выходцы из Австро Венгерской империи, почти персонажи рассказов Ивана Франко, они зачастую не знали, как себя называть: русинами, рутенами, поляками или австрийцами.
Кому-то из приближенных бразильского императора Педру II пришла идея, как можно сравнительно дешево развивать необъятную страну. Было решено приглашать выходцев из Австро Венгрии, в первую очередь украинским и поляков. И тогда в Галичину полетели тысячи вербовочных писем украинском языке (подписанных, якобы, лично императором Педру II), с приглашением переехать на постоянное место жительства в Бразилию. Бедные люди, безземельные или малоземельные земледельцы, выходцы из нынешних Тернопольской, Ивано Франковской, Львовской областей Украины, они верили таким обещаниям, искренне считая, щоимператор не может обмануть . Первых поселенцев заманили в Бразилию обицянкамирайського жизни , в стране, где течутьмолочни реки , золотые злиткиваляються под каждой пальмой , а всю тяжелую работу роблятьручни обезьяны . Естественно, что реальность была совсем другой.
Долгая и трудная дорога (у Ивана Франко есть целый цикл стихов, посвященных украинским переселенцам в Бразилию), тропические болезни, отсутствия денег, а самое главное, что Бразилия отменила монархию и стала республикой, сделали украинский незваными гостями в чужой и часто непонятной стране. Комический случай, в 1895 году в город порт Паранагуа (штат Парана) одновременно прибыли пять тысяч украинский. Мужчины в кожухах, в барашковых шапках, женщины в платках и юбках (женское пальто), казались бразильцам выходцами из другого, сказочного мира. Поэтому на всякий случай власти решили окрестить новоприбывших, а то вдруг те окажутся дикарями.
Ели семечки
Без начального капитала, без знания языка и природы нового края украинский переселенцам пришлось невероятно трудно. Очень помогли местные добрые люди, которые рассказали украинским о том, что семена бразильских шишек можно употреблять в пищу (в Бразилии шишка может достичь размера небольшого тыквы), многих они спасли от голодной смерти. Однако вскоре трудолюбие, упрямство и желание выжить помогли украинским улучшить свое благосостояние. Они брали в пользование девственные земли, распахивали их, сеяли пшеницу, гречку (кстати, именно украинский первыми принесли культуру гречки в Бразилию, до того местные жители ее никогда не ели). Валили вековые деревья и строили дома. Часто случалось так, что пока человек работал или отдыхал, женщина охраняла его сон с серпом в руках. Потом они менялись местами. Украинский боялись не злых людей, таких в их местах почти не было, а диких животных: ягуара онсу, питонов или кобр. Вакцин тогда не существовало, укус змеи часто означал смерть. С другой стороны, Украинская казковийзмий
, которому боролся, например, Котигорошко, получил в Бразилии вполне реальные очертания анаконды или удава.
Бразильцы БЕРЕГУТ УКРАИНСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ... УКРАИНСКИЙ
В штате Парана сейчас существует около 50 украинских колоний, в основном они имеют бразильские названия, кроме Новой Галичины, основанной еще в 1897 году. Большинство Украинская греко католики, они построили в своем штате более 35 церквей. недавнего времени часто случалось так, что когда община хотела построить в своем селе новую, более просторную церковь, то старую просто разбирали, даже продавали на дрова. Сейчас бразильская государство заносит украинский деревянные церкви в Реестр общественного достояния, чем защищает их от украинской прагматичности.
Мы уже писали о Марии Берушко, учительницу, которая ценой своей жизни спасла при пожаре учащихся и может стать первой православной святой Латинской Америки. Однако греко католики тоже имеют свою кандидатуру в празднике, это сестра Анатолия Фекла Боднар, принадлежавшая к монашескому ордену Непорочной Девы Марии. Сестра Анатолия похоронена на украинском кладбище города Прудентополис (украинский произносят, якПрудентопиль ), известного тем, что около 78% жителей этого пятдесятитисячного городка этнические украинский. Сейчас ее могила стала местом паломничества украинский и не только. Молитва сестре Анатолии помогает от женского бесплодия, она также покровительствует бездомным и зависимым от алкоголя или наркотиков людям. Официально зарегистрированный интересный случай, когда полицейский украинского происхождения в жестокой перестрелке с бандитами попросил защиты у сестры Анатолии. Его бразильский напарник погиб, а украинский выжил.
В 60 е годы ХХ века в Куритибе была открыта площаУкраина , на которой установлен памятник Тарасу Шевченко.
В городе Прудентополис недавно открыт музей украинский емиграцииТисячолиття . В фондах самого музея собрана вся история украинской эмиграции в Бразилии. От тех писем приглашений, пидписанихсамим императором, и мукомольных станков XIX века до современных украинских гривен и фотографий Киева или Львова.
С момента основания музея и до его бессменный директор и неофицийнопосол Украине в Прудентополисе это Мирослава Крево. Кроме украинского музея, украинской церкви и множества общественных дел, Мирослава еще руководит кооперативом женщин вышивальщиц. Он был создан при музее для того, чтобы, с одной стороны, способствовать распространению украинской культуры и традиций, а с другой, чтобы дать возможность зарабатывать деньги женщинам, которым скучно в старости сидеть без дела.
Вообще украинские изделия народных промыслов очень ценятся в Бразилии, вышитая наволочка на маленькую подушку может стоить 45 реалов (25 USD), писанка (бразильские украинский говорятьпесанка ) в зависимости от размера от 30 до 50 реалов (17 28 USD).
НАШИ ЗЕМЛЯКИ СТРОЯТ СЕТИ СУПЕРМАРКЕТОВ И говорит на языке ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА
Марьяна Мащула украинский бизнесмен, владеет несколькими магазинами (торгуют украинскими сувенирами), городской радиостанцией FM Copas Verdes и украинский радиоЗабава . Радио транслирует Украинский литургию, а также украинскую музыку в стиле фолк и поп, так как основная масса слушателей люди старшего поколения, плохо воспринимают бильшпросунутих украинских исполнителей. А молодые украинский слухаютьфанк музыку наркотрафиканты, родившаяся в фавелах Рио где Жанейро. Сын Марьяны, Андрей Мащула не только DJ радиоЗабава , но и переводчик, прошлом году он ездил в Украину в составе делегации местной футбольной команды ФКПарана .
Большинство украинский Параны традиционалисты и консерваторы. Люди читают две газеты, одна из них Труд , имеет церковный направление, другая,Хлибороб светская. Обе газеты двуязычны, выходят украинская и португальском языках.
Очень мало из украинской общины Бразилии бывали в Украине, в основном за нехватки денег. Большинство украинский не очень богатые пенсии и зарплаты в Бразилии не очень большие (минимальная зарплата 412,40 реала, или 164,88 евро), наши земляки живут за счет работы в сельском хозяйстве. Они выращивают арбузы, табак, кукурузу, держат коров и свиней, которых називаютьпачук , хотя знают словошвиня .
ЯЗЫК ПРЕДКОВ
Вообще, Бразилия это замечательный полигон для изучения развития украинского языка, прежде всего ее галицкого варианта. В некотором роде, украинский Бразилии говорят так (особенно в Паране), как говорили в Галичине 100 лет назад, хотя, конечно, местная украинская разговорная речь была под сильным давлением и влиянием языка португальского. Украинские дети, особенно, кому 15 лет и меньше, часто не говорят на украинском, даже если и воспитываются в очень консервативных семьях. Колоссальную роль по сохранению в Бразилии украинского языка сыграла церковь, как католическая, так и православная. Для сравнения, в Аргентине почти не было украинских священников и украинская разговаривают мало.
Обычные бразильцы видят в украинцах прежде земледельцев, однако в последние годы этот имидж не соответствует действительности. Украинский обладают туристическими бюро (самые известные Верховена иДнипро Голд), деревообрабатывающими предприятиями (Одесса), работают медиками и адвокатами. В Паране, например, существует целая сеть супермаркетов под назвоюИвашко , хотя гуляя по улицам города, можно встретить которую либо скромную фирму, типуСкляна мастерская Коваленко .
В СТРАНЕ КАРНАВАЛИВНАШИХ ПОЧТИ ПОЛУМИЛЛИОНА
Сейчас в Бразилии проживает более 400 000 украинском и их потомков, около 80% наших земляков живет в штате Парана, 70% до сих пор заняты в сельском хозяйстве. Кроме того, украинские общины есть в штате Санта Катарина (к югу от Параны) и в городе Сан Паулу и его окрестностях. В столице Параны городе Куритиба, проживает около 60 000 украинском, в соседних городах спутниках до 200 000, другие живут на хуторах (сами украинский называют ихселамы , а португалоязычных бразильцы колониями ).
Украинский сих пор браки в основном среди своих. Хотя прежде смотрят на человека, или работящая, которая в общении. Поэтому можно встретить браки между украинским и итальянцами, украинском и бразильцами. С кем украинский доныне маютьпрохолодни отношения, так это с поляками, те все еще оплакуютьутрату Lwowa и никак не поймут, почему цималополякы хотят быть украинским. Сами украинский частично шутку, частично всерьез называют всех чужинцивчорны , а своихнаши люди . Например, я всегда бувнаши люди , потому что уважаю и люблю украинские традиции, с удовольствием им вареники (в Бразилии их делают с творогом и картошкой, но называют на польский манерпероге ), а также голубцы (их називаютьшарутос , что означает сигары).
Дмитрий ЯЦЮК,Сьогодни