Украина страна продвинутой коррупции
На свете еще не было такой власти, которая была бы свободна от коррупции. Она существовала при Хаммурапи, Цезаре, Ярославе Мудром, при Робеспери и даже при военном коммунизме. Коррупция стала визитной карточкой также украинской власти. Но украинская власть хочет бороться и говорит, что знает как.
Впереди планеты всей
По данным международного дослидженняБарометр коррупции 2007 , Украины попала во вторую группу стран по уровню распространения коррупции из пяти выделенных. Вместе с Украины среди стран, где уровень распространенности корупциивнизу составляет 18 32%, оказались Боливия, Доминиканская Республика, Греция, Индия, Индонезия, Молдова, Перу, Сербия. Для сравнения: в большинстве стран ЕС соответствующий показатель коррумпированности не превышает 2 5%, есть он в 6 раз меньше. О какой европейской интеграции Украины при этом может идти речь? Разве что об интеграции с соседней Молдовой.
По результатам исследования, наиболее коррумпированные в Украине, как и следовало ожидать, суды и правовая система в целом. Другепочесне место занимают законодательные и исполнительные органы власти, включая парламент. На третьем налоговая. На четвертом медицина и образование. Закрывает пятерку коррумпированного парада бизнес.
Государство, конечно же, неустанно борется с коррупцией. Но сегодня примерно 70% украинский считают государственные средства борьбы неэффективными. И только 18% думают, что в течение двух последующих лет коррупция уменьшится. Последний показатель еще более красноречив на фоне 38% украинский, которые уверены в том, что уровень коррупции не только не снизится, а будет расти и дальше.
Заверните депутата
Помните старую поговорку: кому война, а кому?.. Нестабильность политического режима не только не мешает составлять коррупционные схемы, но и позволяет резко увеличить их доходность за счет рыночного подорожания видповиднихпослуг . примеру, мисцевогопидмазаного чиновника могут заменить в любой какой момент, значит, он должен получить для себестраховку из каждого взятки и еще надбавку за оперативность. Наиболее высокооплачиваемой является парламентская и судейская коррупция. По информациеюКС , озвученной БЮТ, в 2006 году за выход депутата ВР из фракции платили от 2 до 10 млн. долларов. Места в партийных списках в парламент продавали за 5 млн. долларов. Теперь перейдем от большой политики к киевской. Проходное место в Киевсовете весной 2006 года всего 1 млн. долларов.
При таких расценках бесконечные досрочные выборы превращаются в очень хороший источник прибыли. Например, при средней стоимости предвыборной кампании в 20 млн. долларов фракция, которая набирает 20% голосов в парламент, оказывается в выигрыше, продав даже пять мест в проходной части списка. Если доля проданных мест достигает реальной цифры 20 30%, то чистая прибыль указанной партии от выборов перевалит за 100 млн. долларов! Ну как тут партийной верхушке парламентских фракций не работать в поте лица на новые внеочередные выборы? Ведь это выгоднее, а главное, проще и практичнее от каких которого хитроумного бизнес проекта. В Киеве прибыльность выборов на порядок ниже, но оценка чистой прибыли тоже получается значительной 5 10 млн. долларов.
Цена справедливости
Украинским судьям не угнаться за сказочной арифметикой электоральных проектов. Они за суворовским принципом берут не числом, а умением. По нужное решение по земельному вопросу взимается такса в размере определенного процента от реальной стоимости земельного участка. Взятка может составлять до 5% стоимости лакомого кусочка украинской земли. Если земля с недвижимостью, которую хочет роздобутиклиент , стоит 20 млн. долларов, судьи нужно будевидкотиты 1 млн. долларов. бы Остап Бендер жил в наше время, он бы переквалифицировался не в управдомы, а в судьи...
Каждый случай судебной практики требует от мздоимця в мантии индивидуального подхода, но некоторые минимальные розцинкитарифнои сетки взяток все таки есть. Дешевле наложить временный арест на имущество или на счет фирмы конкурента. В Киеве, зависимости от резонансности дела, это стоит от 5 тыс. долларов и выше. А вот устранить директора спорного предприятия, не пустить его на рабочее место, заменив подставным лицом, уже дороже от 10 15 тыс. долларов. На особом счету решения хозяйственных и районных судов столицы, они дорогие в Украине. примеру, только за то, чтобы дело было принято к рассмотрению, заинтересованной стороне придется раскошелиться на 5 тыс. долларов. Основной принцип определения суммы взятки частичный 5 10% от цены вопроса. Кстати, для того, чтобы начать промысел, будущий судья должен тоже раскошелиться заплатить за доходное место. В районном суде Киевской области это 30 35 тыс. долларов. В районном суде Киева 50 тыс.
Образовательный капитал
В вузах с большим количеством студентивтиньовий доход тоже может быть очень значительным. В престижных вузах столицы за вступление по госзаказу нужно заплатить не менее одной двух стоимостей летнего контракта, это несколько тысяч долларов. Десяток таких абитуриентов и у декана появляется новый автомобиль. Ректор же, не принимая прямого участия в работе приемных комиссий, за рахунокоподатковування взяточников может собирать сумму в 3 5 раз большую. В провинциальных вузах в приемной комиссии таких денег не заработаешь, зато сессионные жатва проходит гораздо активнее (меньшие контрользверху и требования к престижу диплома). нерадивому студенту зачет стоит от 50 до 100 грн., дифзалик -100 150 грн.
Экзамен обойдется не менее чем в 200 грн. Курсовую и диплом тоже можно купить за вполне приемлемую сумму от 100 грн. до 300 долларов (это если нужно оперативно сделать магистерский диплом). Естественно, и диссертации можно заказать. Кандидатская обойдется в килькакускив зеленые , а докторская вдвое дороже, не считая вспомогательных расходов на благодарности,могоричи , публикации в профильных изданиях и Высшей аттестационной комиссии Украины. Вместе тысяч 5 в.о. длякандидата наук и 10 тыс. для липовогодоктора .
Привычный преступление
Особой статьей является получение врачами денег от пациентов за оказание бесплатной медицинской помощи. Поскольку врач не должностное лицо, это нельзя считать взяткой, т.е. должностным преступлением, а нужно квалифицировать только как должностной проступок. Но сколько ни думай о сокращении государственного финансирования здравоохранения в преобразовании медицины в выгодный бизнес некоторых эскулапов, которые наживаются на человеческих страданиях, не отмахнешься.
Бизнесмену тоже нужно раскошелиться, чтобы поскорее найти общий язык с представителями налоговой инспекции и других властных структур. Особенно страдает малый бизнес. Предприниматель должен заплатить за регистрацию в среднем около 100 долларов, за получение лицензии от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.
Взяточничество процветает даже в средней школе. Собственно, там нас и приучают впервые к тому, что все на свете продается и покупается. Главное знать цену и найти правильный подход. Благодаря такой установке взятка, настоящее сантехнику, прорабу, паспортного, банковскому служащему, врачу и т.д., уже считается не нарушением закона, а принадлежащей им вознаграждением за работу .
Тернистый путь к добропорядочности
Катастрофическая ситуация с распространением коррупции вдохновила предыдущего президента к созданию Антикоррупционного комитета. Судя по практическим результатам, эффективность работы этого органа была неубедительной, а в начале 2000 х началось и вовсе неконтролируемый рост уровня коррупции.
В 2004 роциоранжеви объявили очищение власти от коррупции одной из основных цилейпомаранчевои революции. Но не прошло и года, как в сентябре 2005 го страна стала свидетелем громкого скандала противостояние премьер министра Тимошенко с секретарем СНБО и по совместительству президентским кумом Петром Порошенко. Одна из действующих лиц скандала бывший госсекретарь Александр Зинченко в конце 2005 года выступил с инициативой создания якогосьнезалежного органа общественного антикоррупционного комитета с неопределенными функциями и полномочиями. Тогда мало кто обратил внимание на это предложение.
Весной 2008 года перед выборами основные политические силы вновь обещают электорату раздавить гидру коррупции. Главным фигурантом антикоррупционной кампании стал Президент Виктор Ющенко, инициировавший создание антикоррупционного бюро и принятие ряда законов о борьбе с коррупцией в органах власти. Риторика Президента оформлена решением СНБО от 21 апреля 2008, в котором, частности, рекомендуется ускорить работу ВР над новыми законами, создать новый антикоррупционный орган и поставить обязанность Кабмину выполнить в полном объеме президентский план действий под претенциозным назвоюНа пути к добропорядочности .
На практике же главная цель борьбы с коррупцией получить контроль над антикоррупционным бюро. Президент рассчитывает использовать этот орган для шантажа политических оппонентов и для внеочередного перераспределения полномочий в пользу Секретариата вкупе со СНБО. Луценко выгодно передать шефство над бюро силовикам. Тимошенко будет им противодействовать как в ВР, так и путем подчинения гипотетического антикоррупционного органа Кабинету Министров. Свой пакет акций в ТОВАнтикорупцийний комитет захотят получить ирегионалы. Антикоррупционное бюро нужно всем, чтобы защищать своих коррупционеров имочиты чужих. Ведь политики собираются бороться не с системой коррупции, а с конкурентами за право использовать эту систему в собственных интересах.
Сергей Литвинов.