Три минуты над землей
Лишний удар о землю ума не прибавляет, так шутят те, кому довелось проходить службу в десантных войсках и прыгать с парашютом. На аэродром в селе Воронов уже несколько десятков лет почти ежедневно съезжаются люди, которые не разделяют этого мнения. Более того, они просто не представляют своей жизни без ощущения свободного падения и тех, уже упомянутых в военных поговорках, ударов о землю. Понять их трудно, но можно. Правда, лишь после того, как лично переживешь эти чувства.
Страхование по две гривны
На аэродроме в субботу было людно. этот погожий день здесь проходили областные соревнования по парашютному спорту, кроме того, было немало молодых людей, которые, как и я с товарищем, хотели впервые испытать себя в полете. Это был последний день перед закрытием сезона.
...Щойно мы видихалы от центрального КПП, как инструктор парашютной подготовки Сергей Ковальчук командирским голосом направил нас к небольшому вагончика, где находился медпункт. Миловидная женщина задала несколько стандартных вопросов, поинтересовалась, ли жалоб на здоровье, измерила давление, рост и вес. Последним штрихом стало страхование жизни. По две гривны, как объяснила сотрудница медпункта, в случае получения травмы страховая компания выплатит парашютисту неудачнику от 50 до 1000 гривен. Но, откровенно говоря, учитывая масштабы риска, которому подвергается тот, кто прыгает впервые, такие суммы совершенно не успокаивали.
Полчаса на подготовку
Наша группа из десяти человек получила мешки с парашютами. Загрузив их в машину, мы, как в армии, строем пошли в учебный городок. Здесь на специальном турникете висели тренажеры, подобные парашютных подвесок, где перед прыжком можно испытать себя в подвешенном состоянии. Но самое главное научиться управлять хотя и не сложным, все же достаточно трудным в управлении парашютным механизмом.
Вы будете прыгать с военными парашютами марки Д 5 и Д 6 из высоты 950 метров, начал инструктаж господин Ковальчук, Тех, кто уже начал волноваться, успокою: в прошлом году во всем мире было сделано более трех миллионов прыжков. летальными случаями закончились только 13. основном это были прыжки профессиональных спортсменов, которые старались как можно дольше пролететь в свободном падении и не рассчитали оптимальное время открытия парашюта. У вас будет все намного проще. Оба парашюты оборудованы автоматическими приборами. Через три секунды открывается основной купол. Если этого не произойдет, то через 7 секунд автоматически откроется запасной. Запасные парашюты заключаю я лично, поэтому если он не сработает, потом можете выдвинуть мне свои претензии. Это, конечно, шутка. А вообще, за 11 лет моей работы здесь я не припомню ни одного трагического случая.
После такого оптимистичного вступления мы прослушали 20 минутную лекцию по тактико технических характеристик парашютов, с которыми будем прыгать, и наставления практического содержания:
Выпрыгнули из самолета, посчитали о себе 501, 502, 503 и выдернули кольцо. Посмотрели, или открылся основной купол, и после этого отключили механику запасного парашюта. В воздухе попробуйте управлять своим парашютом. Разверните его по направлению ветра. Когда будете приземляться, определите точку приземления. Она будет относительно вас неподвижной. И смотрите на горизонт. Ноги должны быть вытянуты перед собой, сложенные вместе, чуть согнуты. Кроме того, напиврозслаблени. Ни в коем случае не смотрите под ноги, иначе возникнет неудержимое желание пробежаться. Обычно такие пробежки заканчиваются в травматологии.
Теоретическая часть закончилась тем, что каждый из нас попробовал повисеть на тренажерах и прыгнул с тумбочки, чтобы отработать правильное приземление.
Первыми прыгают самые тяжелые
Инструктор завел нас в салон самолета АН 2, который в народе називаютькукурузником . Там, уже на месте, он еще раз дал наставления. Между тем нам выдали по два парашюты и шлемы, и мы медленно начали одевать на себя экипировку. Основной парашют, весом 16 килограммов, неприятно давил на плечи. Ожидание казалось очень длинным. Лицо выдавали волнение будущих парашютистов. Одни просто сидели насупленные, другие истерически смеялись, а кое неустанно о чем рассказывал. Чтобы отогнать от себя тяжелые мысли, я подошел к инструктору и попросил рассказать какие смешные истории, попадались в его практике.
У меня лично было более двух тысяч прыжков, начал рассказывать господин Ковальчук. Был случай, когда проводил высадку сразу десяти девушек, впервые прыгали. Все они были невысокого роста. Одна из них перед вылетом подошла ко мне и попросила, чтобы там, на высоте, помог ей выпрыгнуть из самолета. Когда поднялись в воздух и я открыл дверь самолета, она предстала перед выходом и жалостливо посмотрела на меня: Вы же обещали мне помочь выпрыгнуть... . Я взял и выставил ее за борт самолета. Таким же способом высадил всех девушек, которые были в салоне. А вообще, парашютный спорт это спорт повышенного риска, поэтому особенно шутить здесь не приходится. Спортсмены могут пошутить между собой на земле, а когда поднимаешься в небо, тогда нужна максимальная концентрация внимания, ведь от этого зависит твоя жизнь.
Инструктор рассадил нас в салоне самолета по местам в зависимости от веса каждого. Первыми должны были прыгать тяжелые. Земля осталась внизу. От давления заложило уши. За несколько минут самолет набрал необходимую высоту. В салоне противно загудела сирена и загорелась красная лампочка. Это был сигнал для высадки. Инструктор открыл дверь самолета. За бортом между тучами виднелась земля, похожа на масштабную карту, поделенную на квадратики. Инструктор скомандовал подойти к двери первой парашютисту и за мгновение он оказался за бортом самолета. За ним второй, третий... Следующим в очереди был я. трудным было сделать шаг к двери. Дальше все происходило словно во сне. Несколько секунд стремительного падения. О себе сосчитал до трех и выдернул кольцо парашюта. Через секунду меня как будто кто-то схватил сзади за воротник и держал в подвешенном состоянии в воздухе за несколько сот метров над землей. Земля после столь стремительного падения будто вовсе не приближалась. От радости, что твой парашют открылся и ты жив, хотелось кричать...
От эмоций совсем забыл о том, что нужно отключить автоматику запасного парашюта. Вспомнил только после того, как стропы парашюта начали запутывать ноги. Запасной купол медленно надувался, накрыл мне лицо и начал захльостуватися на основной парашют.
Неужели это конец?" Промелькнуло в голове. Я хорошо понимал опасность ситуации: если бы стропы парашютов переплелись между собой или запасной парашют лег на основной ипогасив его, это могло упасть на землю как камень. С земли послышались крики инструктора, который в громкоговоритель пытался мне подсказать, как действовать в этой ситуации, но то разобрать было очень трудно. Поэтому все зависело только от меня. Осознавая это, я впопыхах начал стягивать запасной парашют себе между ног. К счастью, это удалось. Так и приземлился.
Встреча на земле
Инструктор поздравил меня с первым прыжком и тем, оперативно, а главное, правильно среагировал на непредсказуемую ситуацию. Как выяснилось впоследствии, отключить автоматику запасного парашюта из моей группы забыли еще двое. Правда, ихнизапаскы сразу сбоку надулись и они спокойно приземлились на двух парашютах. Всех переполняли эмоции. В глазах людей, которые вместе со мной впервые прыгнули, светилась радость. После скачка сознание каждого из нас хотя бы немножко изменилась. Лично я осознал, что человек способен на многое в этой жизни. Впрочем, через страх или какие другие обстоятельства она себя полностью не реализует.
Влад ИСАЕВ.