Родное город. То, что помню
Предлагаемые ниже заметки написаны, пишутся и будут писаться исключительно из любви их автора в Мурманске. Приготовившись ко второй трети жизни (оптимист!), я окончательно убедился, что истории моего родного города я так никогда нигде не прочту И дело, собственно, не во мне Истории города не прочтут, а значит, не будут знать мои дети и внуки, так же как дети и внуки тысяч и тысяч моих друзей, знакомых и просто земляков. Всех тех, для кого Мурманске - лучший город на свете.
Уважаемые ученые, которые имели бы заниматься заключением и донесением истории Мурманске к народу, традиционно занимаются лишь описанием исторических событий в пользу очередной власти. Дошло до того, что читая краеведческие книги и осматривая с сыном экспозицию местного музея, я не узнавал того, что сам видел, свидетелем чего был лично. Претензий к историкам никаких. Для них история - просто работа, причем не очень хорошо оплачиваемая. Что скажут - то и напишут. Вот этого я стерпеть и не смог. То, о чем я буду писать, не является исторической разведкой. В моих воспоминаниях не будет оценок тех или иных событий или людей. Все они мне дороги одинаково, потому что они - это мой город. Я просто буду стараться вспомнить как можно больше из того, что видел сам или слышал от людей. Воспоминания охватывать почти пятьдесят лет - с конца пятидесятых и до наших дней. Сегодня - глава первая.
К моста font> i>
Кто из вас, дорогие читатели, помнит Мурманске без моста-путепровода над рекой Устье и железнодорожным путем? Там, под мостом, где сейчас ржавеют частные авто, догнивают старые здания и продается дешевая водка на разлив, был до 1964 года центр города.
Если идти к железной дороге с запада по Соборной, которая до 1962 года носила имя Сталина, обойти железнодорожный переезд было невозможно. Переездов было два - один собственно на ул. Сталина, другой на ул. Карла Маркса (теперь Пересопницкая. Справа от переезда на ул. Сталина была улица Хмельная, в первом же доме которой по правому стороны были детские ясли. Туда меня возила мама на деревянном тележке. Слева до переезда на Карла Маркса, который существует и сейчас, размещался сквер с высокими тополями вдоль, рядами по периметру и клумбой посередине. Дорожка сквера напоминала дорожку мототреке. Именно там я уже на четвертом году жизни научился обгонять сверстников на трехколесном велосипеде по внутреннему радиусу.
Поток автомобилей, который был тогда не очень большой, шел параллельно: легковые авто и автобусы двигались по ул. Сталина, а грузовики сразу с Дубенской (тогда Ворошилова) возвращали на Карла Маркса (теперь там проезд загорожен. Маршрутов дальнейшего движения было два: или влево на вокзал и автостанцию, которая была тогда на месте нынешней стоянки маршруток возле вокзала, или прямо на Киев.
Автобус 9-го маршрута, на котором работал водителем мой отец, возвращал к вокзалу сразу за переездом по улице Театральной. Сейчас на том повороте шлагбаум, который не пропускает к рынка Дикого. Справа от переезда была небольшая автостоянка, далее - фотоателье, далее - станция детской железной дороги, сохранившаяся и поныне. Слева перед мостом через Устю располагался центральный городской кинотеатр Партизан. Когда-то там, наверное, был театр, улица ведь недаром Театральная. Кинотеатр имел огромное фойе, просторный буфет и главное - балкон. Именно оттуда нам, малышам, самое интересное было смотреть кино. Однако когда нас водили в кино с детсада, то всегда сажали на первые ряды. Как я тогда мечтал стать взрослым и сидеть на балконе!
На площади перед кинотеатром был заведение общественного питания, не ресторан, но и не простая столовая. Там отец пил пиво, когда мы шли с ним домой из бани. Прямо из кафе и кинотеатра можно было выйти на набережную и перейти через Устю по деревянному мостику. Мостиков было два - с обеих сторон железного моста, по которому проходила улица. На месте мостика, который был справа, исторически недавно построили металлический пешеходный мост к упомянутому уже рынка. Перейдя большой мост, можно было сойти на набережную, ведущую к стадиону. Идти надо было красивыми бетонными лестницами.
Сразу за жилыми кварталами слева была улица Октябрьская (теперь Базарная), а справа - руины костела, где сейчас органный зал. Высоченные шпили костела делали его на то время самым высоким зданием Мурманске. Вдоль закрытого храма можно было найти в кустах и траве интересные трубки. Мы играли ими, не зная, что эти трубки - остатки сломанного храмового органа. Напротив закрытого храма в двухэтажном здании размещались конторы, среди которых была редакция газеты (кажется, Изменения. А сам поворот на Октябрьскую увенчивался одноэтажным мясным магазином.
Вернемся немного назад и взглянем на город с высоты нынешнего райисполкома, где тогда стоял дом, в котором я вырос. Спуск к переезду периодически заполнялся автомобилями и телегами, которые ждали, пока пройдет поезд. Пока паровозный дым, а тепловозы тогда только начали появляться, доходил до переезда, лошади успевали украсить единственную в то время асфальтированную улицу этой части города. Конные экипажи утром тянулись к базару, а после обеда обратно. Старшие ребята иногда помогали мужикам напоить лошадей, набрав ведро воды из колонки, за что получали вознаграждение в несколько копеек. Запаха лошадей и их яблок мы не боялись: довкил было достаточно помойных ям, откуда запах был не лучшим. Отсутствие канализации в большинстве домов той части города компенсировалась ямами, куда сносили остатки пищи и процесса ее приготовления. Другие ямы, в одну из которых постоянно залетал мой резиновый мяч, предназначались для сухого мусора. На таких же ямах стояли и туалеты, в основном деревянные, в классическом своем виде. Людей было немного, поэтому периодические приезды машин, эти ямы вычищали, решали проблему санитарии.
На этом месте рассказа я почувствовал, что воспоминания слишком сильно разносят меня в разные области жизни Мурманске начале шестидесятых. Кажется, и транспорт, дороги, бани, и магазины, и рынки тех времен заслуживают отдельного раздела. Так, наверное, и придется сделать. До встречи через неделю.
(Продолжение следует)
Николай НЕСЕНЮК