Ревизор идет !
Диспетчер железнодорожной станции Здолбунов по громкоговорителю объявила прибытия электропоезда и подавляющее большинство пассажиров, ожидавших на платформе, бросились наперегонки к вагонам Впрочем, попасть внутрь удалось не всем. Миловидные женщины в синей форме проводников, с красными повязками на рукавах , пропускали только тех, кто имел билеты на проезд. Остальным приходилось возвращаться к железнодорожным кассам. С этого началось мое знакомство с работой железнодорожников и работников линейного отдела милиции во время месячника борьбы с безбилетных пассажиров.
Сто долларов для проводников font> i>
Владимир Царук 22 года работает в линейном отделе милиции, чуть ли не ежедневно приходится ему вмешиваться в конфликты между пассажирами и ревизорами или проводниками. Говорит, что обычно инициаторами конфликтов становятся люди, которые вполне способны заплатить за проезд. Особенно запомнился Владимир Царук такой случай:
- Однажды пришлось следить за порядком в пригородном поезде Сарненского направлении. Ревизоры вместе с проводниками, как всегда пошли на проверку, а уже через несколько минут вызвали меня по рации. Один из пассажиров отказывался платить за проезд. Когда же проводники стали настаивать, он начал их оскорблять и угрожать судом. Когда я вмешался в ситуацию, он будто согласился заплатить за проезд, правда, достал из кармана стодолларовую купюру и предложил выдать ему билет и сдачу по курсу. Конечно, валюту в него никто не взял. Обиженный пассажир таки обратился в суд и привел в качестве свидетелей инцидента в вагоне каких бабушек. Правда, во время слушаний выяснилось, что тех женщин не было тогда, они так и не смогли дать исчерпывающего ответа на вопрос судьи. Поэтому дело было закрыто.
Бродяги - тоже пассажиры font> i>
Пока милиционер делился своими воспоминаниями, электропоезд проехал несколько станций, поэтому время было уже идти на проверку. Грязные, вонючие и оплеванные вагоны электрички На стенах тамбура - надписи с нецензурными словами и предвыборными лозунгами.
- Вагоны постоянно убирают, - наверное, заметив выражение моего лица от увиденного, сказала одна из проводниц. - Правда, это не помогает. Такой уж у нас контингент пассажиров, которые не могут спокойно проехать, чтобы не насмититы или что-то не сломать.
При входе в вагон на крайний лавочке сидел средних лет мужчина, внешне похожий на бродягу, от вони от него морщились соседние пассажиры. Когда мы поинтересовались его билетом, мужчина, просльозившись, начал жаловаться на жизнь:
- У меня сломана челюсть. Еду я на операцию в Дубно. Денег нет, а в тамбуре стоять очень холодно.
После того, как пассажир отказался показать милиционеру свои документы, его попросили выйти из вагона, а на следующей станции оставить поезд. На что мужчина продолжал жаловаться на свое здоровье, плохое жизнь и власть, которая способна его обеспечить.
- С одной стороны, жаль таких людей, - говорит Владимир Царук, - но мы вынуждены их высаживать из поезда. Кто знает чем тот бродяга болеет. Может, у него туберкулез или еще какая зараза. Мы не имеем права ставить под угрозу здоровье других пассажиров.
Вскоре бродягу мы снова встретили в одном из вагонов с протянутой рукой. Он просил пассажиров помочь ему на операцию.
Пенсионеры-нарушители font> i>
Следующим, у кого мы попросили показать билет, был пенсионер. Он достал из своего кармана завернутое в пакетик помятое и пожелтевшие от времени пенсионное удостоверение, на фотографии которого едва можно было разобрать контуры лица.
- Конечно, учитывая преклонный возраст этого человека, хорошо, что его пенсионное удостоверение вообще сохранилось, - говорит ревизор Алексей Кравчук - Но оно, учитывая неразборчивость фотографии и печати, не может считаться документом. К тому же, пассажир не имеет так называемого нулевого билета.
Это замечание возмутило дедушки и он за минуту получил билет, правда, приобретенный еще несколько месяцев назад.
- Такие нарушения, - признался господин Кравчук, - встречаются почти с каждым пенсионером. Они возьмут один раз нулевой билет, а потом несколько месяцев с ним ездят.
Ревизор вызвал по рации одну из проводниц, которая и выдала пенсионеру новый билет.
Супермаркет на колесах font> i>
В одном из следующих вагонов мы встретили женщину, которая, шатаясь в такт движению поезда, шла, держа в руках две курточки еще советского образца. На замечание милиционера, что торговля в вагонах поезда запрещена, женщина оправдывалась:
- Ну, подумаешь, прошлась с двумя курточки по вагонам, их же у меня никто не купил.
Ревизор посоветовал предприимчивой бабушки торговать на рынке. А тем временем в вагон вошла другая - значительно моложе, в потертой джинсовой курточке и засаленной сумкой в руках. На этот раз пассажирам предлагались прохладительные напитки. Увидев ревизоров, женщина заверила: торговлю она сворачивает и на следующей станции обязательно получится. И действительно, только дверь открылась, как женщина вышла, а потом торопливо перебежала к другому вагона и снова начала продавать газировку.
Разговор с нарушительницей завершилась тем, что женщина расплакалась и стала умолять:
- Двое детей сидят дома без куска хлеба. Меня отправили с предприятия в отпуск за свой счет, поэтому вынуждена бегать, чтобы хоть как-то их прокормить. Не сообщайте об этом на предприятие, а то вообще уволят
- Зимой торговец в вагонах не очень много, - рассказывает Алексей Кравчук. - Зато летом прохода от них нет. Предлагают все - начиная от напитков и заканчивая иглами, нитками и ножницами. Чисто по-человечески их можно понять - другого выхода, чтобы заработать на кусок хлеба, они не имеют. Но мы не имеем права позволять им торговать в поездах, так как деятельность незаконна, и кто знает какого качества тот товар.
Как отметил ревизор, это далеко не полный перечень тех проблем, с которыми ежедневно приходится сталкиваться железнодорожникам. И вряд ли ситуация может измениться к лучшему, пока не изменится психология пассажиров.
Влад ИСАЕВ