Однажды в супермаркете



В супермаркете девушка случайно сбросила с полки полой длинного пальто банка с вареньем. Конечно, банка разбилась, а продавщица подняла шум и начала требовать, чтобы покупатель оплатил товар. Девушка отказалась, тогда продавец вызвала охрану, и пока бедняга не расщедрилась, ее не выпустили. Посетительница промтоварного магазина нечаянно разбила вазочку, стоявшую на витрине. Здесь уже персонал милицию вызвал, чтобы заставить ее компенсировать стоимость недешевого посуды

Между вредительством и неосторожности разницы нет

Жизненные ситуации, о которых сообщили наши читатели, и на базарах, и в магазинах довольно часто встречаются. То чашку разобьют, то кофточку губной помадой загрязнят, а то и сигаретой на рынке дырочку в куртке пропало. Кто же по закону отвечает, если покупатель нечаянно нанес вред торговой точке? Как пояснили в юридической службе Киевского государственного управления по делам защиты прав потребителей, в подобных случаях материальная ответственность за непреднамеренное испорченный товар ложится на покупателя. Мол, соответствующая статья в Гражданском кодексе Украины не разграничивает понятия умышленного или неумышленного нанесения ущерба.

Совершенно очевидно, что в этой сфере мы отстали от россиян, которые законодательно защитили неуклюжих покупателей от подобных инцидентов: там наказывают рублем только тех, кто умышленно наносит вред товара. Ведь если компенсация двугривневая баночки майонеза или варенья цене в пятерку не пробьет серьезной дыры в семейном бюджете, то, скажем, случайно опрокинутый стенд с товаром, который легко бьется, может обернуться для посетителя финансовым крахом. Как быть в такой ситуации?

Проверь, или исправный тележка

В одном из столичных супермаркетов мне рассказали историю о том, как мужчина с тележкой, в котором сидел ребенок, въехал в витрину с колбасами. Разбитую витрину оценили в полторы тысячи гривен. Вы считаете, - спросили работники, - что мы должны были за свой счет это безобразие оплачивать?. В том случае покупатель оказался очень обеспеченным и на месте возместил убытки, хотя не обязан был это делать. По закону, никто не имеет права заставить гражданина компенсировать убытки не отходя от кассы, его вину должен доказать суд. И вот тут для человека открываются реальные возможности доказать, что ответственность за его неумелость лежит на администрации торгового заведения.

Если уж дело дошло до суда, безвинно виноват может выдвинуть следующие аргументы: администрация магазина не позаботилась, чтобы товар был безопасно расставлен, не созданы условия для его нормального обзора - мол, проходы узкие и меня толкнул другой посетитель. Как сказал автору менеджер одного из супермаркетов, когда продавец открыто выставляет в зале дорогие предметы, которые бьются, то он морально готово возмещать возможные убытки. Но имейте в виду, что подобный номер не пройдет, если вы проигнорировали правила торгового заведения. Например, одно из требований магазинов самообслуживания - обязательно брать корзину или тележку. Не возьмете - пеняйте на себя, если что выскользнет из рук. Кстати, тележка может сыграть роль спасательного круга. Однажды покупатель набрал гору продуктов в тележку, а тот оказался неисправным, в итоге все выпало на пол, многое разбилось. Вину взяла на себя администрация, ведь если бы дело дошло до суда, экспертиза подтвердила бы негодность транспортного средства. Вообще, в бюджете супермаркетов предусмотрены расходы на всякие непредвиденности типа усушка-утряска, бой посуды и прочее. Поэтому, как сказали мне в большинстве крупных магазинов, в каждом случае нужно разбираться отдельно.

В отделение хотите?

Помните детские стихи о дяде Степе? Он салазки опрокинул, из кармана гвоздик вынул, продырявил барабан. Продавец ему: Платите! Он в ответ: Не заплачу - В отделение хотите? Отвечает: Да, хочу. Речь о том, что даже если покупатель-хулиган сознательно портит товар, администрация не имеет права выбивать деньги на месте. В таком случае она должна вызывать стражей порядка, они обязаны составить протокол, а еще потребуются показания свидетелей - словом, нужен сбор доказательств. И только потом можно подавать документы в суд.

Если же покупателя силой удерживали в магазине или на рынке, требуя немедленной компенсации, тут уже он вправе подать заявление в милицию и через суд требовать возмещения морального ущерба.

Полезные советы

Не ходите по рынку статься, мороженым, не касайтесь руками светлых вещей.

Сотрите с губ помаду перед тем, как мерить вещь.

Будьте осторожны с зонтиком, особенно возле стеклянной витрины.

Следите за своими детьми, иначе за их шалости придется расплачиваться вам.

При непреднамеренного порчи товара пытайтесь мирно договориться с администрацией торгового заведения.

Ольга Томашевская, Сегодня .