Николай Зинчук: Спасти село еще можно
Недавно Владимир Литвин провел совещание с участием представителей аграрного сектора из каждой области. Из их числа при Народной партии был создан совет аграриев. Ровенскую область в совете представляют Петр Чернецкий и Николай Зинчук. О путях спасения села, основные вопросы, которые рассматривались на совещании, и о собственных предложения рассказывает Николай Зинчук, директор ДГТучинське .
На совещание было вынесено один вопрос: как должен действовать фракция Блока Литвина на сессии Верховной Рады при рассмотрении земельных проблем? Объективно и доходчиво, с чувством ответственности, этот вопрос осветили Владимир Литвин и Екатерина Ващук. После почти четырехчасового обсуждения участники пришли к одному выводу с рынка земли нам не отказаться, нас заставит действительность. Однако продажа земли должна осуществляться только через государственные органы. Мы должны продолжить мораторий до, пока не будет принят ряд законов относительно земли (о кадастре земли, стоимость земли, количество земли, которая может быть передана в частные руки, иностранным инвесторам).
Сессия Верховной Рады продемонстрировала, что наступление идет всеми блоками, всеми партиями, чтобы село окончательно ограбить, забрать у него землю и отдать ее по заниженным ценам. Совет аграриев решила, что стоимость низкоплодородных земли, предпочтительный для залеснения и неокупаемые для сельскохозяйственного производителя, должна быть не ниже 25 тысяч долларов за гектар. И это немного. Стоимость земли определяется следующим образом: гектар дает в среднем 2 тонны пшеницы в год это 2,5 тыс. грн., или 500 долларов, умножаем на 100 лет и получаем цену одного гектара украинской земли 50 тыс. долларов. Подсчитайте, сколько дает гектарлисовои земли тоже немало.
Предлагаю, чтобы вся земля была под государственным контролем. Следует сделать все для того, чтобы землю покупала только государство. В США после второй мировой войны было 3 процента государственных земель. Теперь 73 процента государство покупает. У нас нет средств для покупки всей земли. Но выход есть. Пусть государство заключает с дольщиками договор, что покупает их землю в рассрочку на 50 лет, а потом ту землю отдает в аренду по цене на 10 20 30 процентов выше. Государство ни одной копейки бюджета не потеряет, наоборот, иметь большой плюс в госбюджет за счет этих процентов.
По вторая. Сегодня в Верховной Раде зарегистрирован законопроект Кабинета Министров Украины об отмене нулевой ставки НДС для сельхозпроизводителей и прекращение практики выплат дотаций производителям молока и мяса. Большего акта вандализма властными структурами и придумать невозможно. Они кричат, что Евросоюз нулевую ставку ликвидировал, дотации НЕТ. Я за то, чтобы мы вступили в Евросоюз, ВТО, только правительство пусть даст украинскому крестьянину то, что получает поляк, француз, немец в Евросоюзе. А это 1 250 долларов ежегодно на гектар земли. У нас 56 грн.
Что означает сегодня уничтожить животноводство? Уже заготовительная цена на молоко 3 грн. за литр, в реализации 6 грн. Мы доживемося к тому, что через год два цена молока будет в 5 10 раз выше. И как резонанс количество коров в индивидуальном секторе катастрофически уменьшаться.
При таких условиях, которые созданы государством и банками Украины, уже на протяжении последних 10 лет экономика села развиваться не может. Эти условия привели к катастрофическому спаду производства сельскохозяйственной продукции, ибо оно неокупаемые. Количество КРС в Украине сократилось на 90%, свиней на 37, овец на 96, птицы на 46 процентов. тот, что в действительности делается на селе, и в страшном сне не увидишь. Украины, еще вчера мощное государство, как экспортер сельскохозяйственной продукции превращается в импортера. Увеличение внутреннего валового продукта происходит преимущественно за счет роста цен, частности на импортные товары. Например, килограмм сельди в Европе стоит 30 центов, а в Украине более 2 доллара, одежда у нас дороже в 5 10 раз. И это при том, что в развитых странах мира средний доход на душу населения составляет 41 25 тысяч долларов, а у нас не достигает и тысячи долларов. Мы перешли грань допустимого в мире уровней потребления импортных товаров, количества трудоспособного населения, которое трудится за границей, и бедности народа.
Главной причиной такой ситуации стало то, что в нашем государстве необдуманное создания коммерческих банков привело к искажению моделей экономики. Коммерческие банки не заинтересованы в кредитовании производства. В нашем государстве годовая прибыль коммерческих банков составила в 1995 г. до 60 процентов при прибыли промышленности и сельского хозяйства 12 13 процентов. В то же время в развитых странах, прежде всего в Японии, банки имеют меньше одного процента от прибыли промышленности и сельского хозяйства, на которые приходится 92 95 процентов доходов национальной экономики. Сейчас в Украине прибыли промышленных предприятий и сельхозпроизводителей составляют лишь 2 5 процентов от всех доходов в государстве. Следовательно, крупнейшими грабителями нашего государства являются коммерческие банки. Они из нас на 100 лет вперед забрали то, что можно было взять. Пора, чтобы банки сверхдоходы вернули в экономику государства на развитие производства. Коммерческие банки, чтобы еще как-то сохранить село, должны дать для него кредиты под 3 процента годовых.
Это зависит только от власти, от правительства.
Для того, чтобы в определенной степени возродить село, правильнее, прекратить его дальнейшее разрушение, чрезвычайно важным государственным вопросом постоянно должно быть то, каким путем крестьян обеспечить работой на перспективу. Новые комплексные технологии производства сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства, новая техника, которая будет работать на полях и фермах Украине, предполагает не рост рабочих мест на селе, а, наоборот, сокращения. Но это на перспективу. А сейчас аграрный сектор отброшен назад на десятилетия. Из села выехала за границу квалифицированные рабочая сила, специалисты сельского хозяйства. И впредь не прекращается выезд отсюда молодежи. Причина одна: работа на селе неокупаемые. Миллионы гектаров плодородных земель годами не обрабатываются. Выход только один крестьянину дать работу, которая может материально заинтересовать.
Если государство действительно хочет улучшить положение в деревне, то главное внимание следует обратить на развитие животноводства. Здесь государство должно дать надлежащие дотации. И дать их надо на содержание коровы. Если крестьянин почувствует, что корова для него приносит прибыли, прекратится весной массовый забой скота. какой-то мере прекратится выезд молодежи из села. Где взять средства на дотацию развития животноводства?
Против 1990 года количество животных в каждой области уменьшилась в несколько раз, а численность специалистов животноводства возросло. Какой бюджет выдержит такой непомерно раздутый штат специалистов? Они идут на работу и не знают, чем заняться. Отсутствие работы приводит к их деквалификации. То же самое по другим службам в районах, в области. Кому, какой власти нужен такой надуманный штат? В Гощанском районе в 1955 году было трое ветспециалистами, теперь 40, а количество поголовье в животноводстве уменьшилась в несколько раз. То же самое с другими службами. Кроме упомянутых ассигнований из госбюджета, нужно немедленно прекратить которые ассигнования безработным села через районные центры занятости. Эти средства следует дать крестьянину на содержание коровы. Выдана государством гривня должна приносить обществу пользу, а не порождать лентяя, алкоголика. При крупнейших усилиях государства возродить животноводство в Украине можно это сделать не ранее, чем через 15 1920 кропотливой целенаправленной работы.
Процесс приватизации земли будет происходит в течение длительного периода. Поскольку земля в подавляющем большинстве передан в аренду, во временное пользование, то арендатор будет заинтересован не в повышении ее плодородия, а в получении наибольших прибылей от нее. Такие прибыли дают технические культуры (подсолнечник, рапс, кукуруза), особо истощают землю и, что главнее, сокращают рабочие места на селе. Да и зерновой клин будет постоянно уменьшать здесь количество рабочих мест. Единственным источником повышения плодородия земли и увеличения рабочих мест на селе является развитие животноводства и, в первую очередь, увеличения выходного поголовье коров. Вот куда нужно прежде направить дотационные бюджетные средства. Здесь их действительно получит крестьянин. Ведь дотация посева технических культур будет стимулировать не крестьян, а крупных латифундистов. Практически, стимулируя гектар посева технических культур, государство стимулирует истощение земли и разорение деревни. Корова, кроме молока, за год дает до 10 тонн навоза. В одной тонне навоза содержится действующего вещества: азот 5 кг, фосфора 2,5 кг, калия 6 кг. Или за год корова дает 135 килограммов действующего вещества NPK, что по нынешним ценам минудобрений равна 80 грн., которые идут на повышение плодородия земли. Вот что надо стимулировать.
Если условно принять, что правительством будет утвержден перспективный план закупочных цен на упомянутые технические культуры и их цена будет снижена против прошлого года на 20 30 процентов, то при таких условиях посевные площади этих культур на перспективу будут сокращаться? Отнюдь! Площади посева этих культур и в дальнейшем будут расти, ибо не требуется большое количество рабочих рук. А если этим планом будет предусмотрено рост закупочных цен на молоко, аж на 30 процентов, то в перспективе возрастет количество коров? Нет! Поголовье коров будет уменьшаться, потому на производство молока нужны молодые рабочие руки, а их уже нет.
Вопиющее актом вандализма со стороны Верховной Рады, если она примет этот закон, правительства, который политику своих структур направляет против села. Вот поэтому я убеждаюсь с каждым днем все больше, что единственной политической силой, выступающей откровенно в защиту села, является фракцияБлоку Литвина , которая отстаивает принятие закона, защищающий крестьянина.