Николай Мащенко: Зритель уже отвык от Украинского кино
Украинское кино нынче в упадке. И это не новость. Если в Украине сейчас то делается, то преимущественно за деньги российских или, что реже, американских продюсеров. Отечественная индустрия если и держится, то на именах кінематографічнихдинозаврів а ля Богдан Ступка. Одним из таких является Николай Мащенко, бывший директор киностудии им.Довженка, автор таких известных фильмов, якОвид ,Винчання со смертью ,Як закалялась сталь . В Мурманск маэстро приехал презентовать новый кинотеатр и свой выстраданный фильмБогдан Зиновий Хмельницкий , снимавшийся семь лет. Режиссер говорит, что украинские фильмы появляются чрезвычайно редко, многом вина прежде всего государства.
За 13 лет мы сделали 149 фильмов. Конечно, различной тематики и качества. Многие из них получили международные премии, но эти ленты нигде не показывают. В Украине не осталось ни одного государственного кинотеатра, все они частные и все имеют соглашения с американскими прокатчиками. Последние не только инвестировали деньги в переоборудование украинский кинозалов, но и поставляют сюда преимущественно голливудский продукт. Разумеется, что украинская кино пробиться туда не так легко.
Вы говорите, что украинским фильмам трудно пробиться на экраны, хотя российское кино уже пытается конкурировать с Голливудом. Что нужно сделать украинским кинематографа для этого?
Прежде всего, необходимо массовое кинопроизводство чтобы у нас создавали столько картин, как в России. А для этого нужно, чтобы правительство выделяло миллионные, причем в долларах, ассигнования на производство фильмов, которые создаются по заказу государства. По вторая, надо этот продукт где показывать. то на премьер моего фильма состоялся разговор режиссера фильма об Андрее Шептицком и директора львовского кинотеатра. Художник предложил директору материал, рекламные буклеты, афиши, а тот ответил, что у них уже на несколько месяцев спланировано 70 фильмов. Это я к тому, что не так легко современном украинском фильме попасть на большой экран. А еще одна проблема зритель уже отвык от наших лент. есть мы вынуждены с нуля возрождать любовь украинского зрителя к нашему, украинского кино. Однако начинать с чего нужно.
А уже начали? Как изменилась ситуация в кинематографе в последнее время?
Когда я говорю, что у нас мало снимается фильмов, я имею в виду государственный заказ, поскольку такие проекты довольно недешевые, якБогдан Хмельницкий . У нас есть много хороших художников, режиссеров, операторов, художников, которые работают в сотнях фильмов, но, правда, снимаются они по заказу московских продюсеров. Например, многие мои ученики работают сейчас в столице России. Режиссеры является, но в Украине им не поля для работы. Возрождение украинского кино я вижу в политике финансирования властью кино на госзаказ.
По вашему мнению, больше фильмов можно сделать за счет государства или за счет частных инвесторов?
Посмотрите на Россию: там действует много законов, которые делают инвестиции в кино выгодными для богатых людей. есть там созданы условия для развития. У нас таких условий нет. Инвестор говорит: я вам дам два миллиона. Из них государство только НДС заберет на 800 тысяч. Студия заберет 20 процентов, потом еще раз государство отсчитает себе в зарплатный фонд. И что остается? Власть должна создать льготные налоговые условия для кинематографа. то в этом смысле как бы делается, но конкретного закона пока нет. Когда он появится, в украинское кино сразу поплывут деньги.
К тому же, возможно, следует направлять определенный процент от показа иностранного кино на развитие отечественного. частности, во Франции, где поток зарубежных фильмов огромный, 12 процентов идет на французское.
То есть вопрос только в деньгах?
Ни, нужно, кроме того, еще и воспитывать армию профессиональных и качественных сценаристов. Это важная для кино профессия.
Вы презентувалиБогдана Хмельницкого на фестивале в Каннах. Как его встретили?
Фильм пришло посмотреть много людей, я не слышал, чтобы его или хвалили, или ругали. Большой резонанс мы не почувствовали. И это неудивительно. бы у меня играли известные актеры, все было бы иначе. Например, бы на роль князя Вишневецкого согласился, например, Ди Каприо, это была бы мировая сенсация. Но до такого актера стоит идти с гонораром не менее 19 миллионов долларов. Однако такие расходы иногда оправданы, поскольку на фильм с участием ДиКаприо пойдет зарубежный зритель. ведь идет не на режиссера, а на любимого актера. Если хочешь попасть на мировой экран, одну из ролей стоит отдать видомийзирци .