Наступит время Х для нашей биосферы?



Комбинируя ограниченное количество климатических и биосферных механизмов, можно получить различные варианты прогноза глобального изменения климата. Самые неблагоприятные варианты Российские ученые ищут их при поддержке программы президиума РАН Происхождение и эволюция биосферы.

Согласно математической модели многолетней динамики углерода в атмосфере, предложенной специалистами красноярского Института биофизики ПВ РАН, возможность необратимых изменений климата и разрушение биосферы вполне реальна. При сильном загрязнении атмосферы углекислым газом рост биосферы просто прекратится.

Сегодня математических моделей климата не хватает. Большинство их предполагают, что из-за сжигания ископаемого топлива концентрация СО2 в атмосфере и приповерхностная температура меняться постепенно и равномерно. Но равномерное течение глобальных изменений - это лишь один из возможных вариантов будущего, причем самый оптимистичный. Равномерность означает возможность затормозить негативные изменения, уменьшив интенсивность антропогенного воздействия. Однако не исключается и катастрофический вариант, когда доза или интенсивность изменений превысят порог устойчивости системы климат-биосфера. В таком случае глобальные изменения могут нарастать лавинообразно и стать необратимыми. Основания для обеспокоенности является, поскольку в последнее время температура и концентрация углерода в атмосфере растут очень быстро. Так, средняя температура земной поверхности с 1860 года выросла примерно на полградуса, тогда как за 10 000 лет, прошедших со времени последнего ледникового периода, она повысилась всего на 5 градусов, то есть скорость повышения температуры выросла на порядок. А концентрация СО2 не была такой высокой, как сегодня, ни в последние 420 тыс. лет, нет, пожалуй, на протяжении последних 20 млн. лет.

Климатическая модель красноярских биофизиков описывает динамику трех резервуаров углерода: атмосферы, живых растений и органических остатков. Модель рассматривает лишь процессы, происходящие в поверхностных слоях суши, что позволяет не учитывать тепловую инерцию океана.

Вычислительные эксперименты по моделированию будущей динамики пулов углерода показали, что даже при умеренных темпах сжигания ископаемого топлива в биосфере разовьются катастрофические процессы. Существует и дата необратимости, после которой в системе начинаются необратимые изменения. Чем сильнее парниковый эффект, тем ближе будет эта дата. Опасность заключается и в том, что к этой дате и в течение определенного времени после нее изменения в параметрах биосферы и климата не вселятимуть тревоги. Зато с ослаблением парникового эффекта дата необратимости отодвигается в будущем. Так, согласно модели биосферу спасет полное остановки антропогенной эмиссии углерода в атмосферу в 2059 году. Если сделать это всего на пять лет позже, 2064, то необратимые изменения начнутся в середине XXIV века, а конец наступит до начала XXV. Если же человечество не перестанет сжигать топливо в 2090, то не доживет до 2200 г. Вот такой прогноз.

Авторы модели осознают, что ее можно критиковать. Но единственно достоверный сценарий глобальных изменений климата построить вообще невозможно из-за неточности оценок глобальных параметров и неопределенность экономических прогнозов. Реальнее построить несколько сценариев различного уровня оптимистичности. И самые пессимистические варианты нужно проверять прежде всего.

Агентство ИнформНаука .