Мурманск: назад к капитализму
Первый опыт местной демократии в Мурманск обнаружил довольно интересный феномен, который просуществовал вплоть до весны прошлого года, когда городской совет Мурманск впервые избирали по партийным спискам. Я обратил на это внимание еще в 1990 году, но не думал, что положение настолько серьезное.
Врачебно учительская власть
Объективная статистика показала тогда, что среди избранных жителями Мурманск депутатов городского совета почти половину составляли учителя и врачи. Помню, что в первом своем выступлении на сессии горсовета (семнадцать лет назад) я сказал, что выбор ровенчан свидетельствует о том, что общество наше следует учить и лечить. Думаю, что эти слова не потеряли актуальности и поныне.
Когда же отойти от сравнений и аллегорий, то причина именно такого состава депутатского корпуса состояла в том, что подавляющее большинство жителей Мурманск не знала и не хотела знать активистов общественно политических организаций. Хотя националистических, хоть коммунистических, хоть каких других. Лидеров, возможно, немного знали. Но лидеры в городской совет не стремились. А настоящего актива в праполитичних группировок 1990 года еще не было, и до сих пор практически нет.
Поэтому избиратель на участке своем не знал, кого избирать в горсовет. Фамилии кандидатов людям ни о чем не говорили. Поэтому, чтобы не навредить, люди голосовали за кандидатов в соответствии с профессиональной принадлежностью. А врачам и учителям каждый из нас автоматически доверяет больше, чем когда кому, за исключением близких друзей и родственников, которые в депутаты выдвигаются не всегда. Если список с незнакомыми фамилиями будет врач или учитель, за него гарантированно проголосует больше людей, чем при слесаря, токаря, директора, милиционера, пожарного и даже журналиста. В 1990 году народ на большинстве участков голосовал именно так. Было лишь несколько районов в городе, где голосовали за руховцев (окрестности и микрорайоны) и коммунистов (центр). С годами выбор людей не изменился и народ в Мурманск с радостью приводил к власти учительской врачебную совет и в 1994 м, и в 1998 м, и в 2002 м. Пока ценеподобство не отменили, приняв закон о выборах по партийным спискам.
Но вернемся в 1990. Среди учителей и врачей, которых выбрали ту весну в городской совет, были люди разные. Одни использовали депутатство как трамплин для дальнейшей профессиональной карьеры. Другие пошли во власть. Остальные осталась на своих рабочих местах. И когда я встречаю теперь в коридоре больницы или поликлиники бывшего коллегу по депутатскому корпусу, всегда приятно поздравить такого человека.
Из учителей в момент смены власти наиболее заметными были простая учительница Татьяна Редюк и Андрей Грещук, который в то время был то директором школы, то заместителем директора школы. Пусть прощает, не помню. Названные лица представляли разные лагеря. Госпожа Редюк была ближе к национально сознательных радикалов, а господин Грещук склонялся к умеренных консерваторов. И это нормально директору школы было что терять, в отличие от простой учительницы. Примерно то же самое было и с врачами. Главные врачи и заведующие отделений были более умеренные, чем простые врачи. Хотя с врачами было легче договориться. Видно, зная больше нас о жизни и смерти, они относились к политическому выбору с меньшим страхом, чем другие. Теперь отдельные молодые депутаты врачи, как, например, Анна Чайка или Олег Шрам, известные руководители медицинских учреждений. Врачам целом было легче. Потому что болезни у всех людей одинаковые, пусть бы они были хоть каких политических взглядов.
Возвращаясь к учителям, вспоминаю, что в том году перед ними стояла довольно сложная проблема. Голосуя на сессиях горсовета за демократию, переименовывая на комиссиях улице Маркса и Ленина и т.д., депутаты педагоги имели на своих рабочих местах работать по учебным планам, которые на тот год оставались советскими. Детей продолжали учить коммунистических идей, принимать их к октябрят, пионеров и комсомольцев. С одной стороны, был государственном суверенитете Украины, Народный рух и т.п., а с другой дети массово учили гимн СССР, одевали пионерские галстуки (почему не галстуки) и жовтенятски звездочки. Утверждаю это на собственном опыте, потому тот год очень хорошая учительница моего сына первоклассника приняла весь класс (кроме двух учеников) в ряды октябрят ленинцев.
Уже через год, осенью 1991 года, все до единого учителя и директора школ мгновенно сняли со стен портреты Ленина и тексты гимна СССР, заменив их на портреты Шевченко и текст гимнуЩе не умерла ... . Куда исчезли навсегда пионерские галстуки и жовтенятски звездочки. Не смейтесь, но если бы следовало повесить портреты которого либо Назарбаева, учить гимн казахстанского происхождения и одевать детей в тюбетейки, у нас бы это прошло без проблем. Возможно, я ошибаюсь, но то не припомню массовых протестов учителей Мурманск, направленных ли против коммунистической идеологии в 1990 м, ли против украинском в 1991 м. А решение об отмене в младших классах Мурманск уроках русского языка, которое было принято горсоветом, инициировали и поддержали тогда не столько учителя, сколько национально сознательные депутаты других профессий. Учителя же делали и продолжают делать то, что им скажут. За это мы их уважаем, за это и выбираем. Вместе с врачами. Потому что врач и учитель это стабильность!
Николай НЕСЕНЮК.
(Продолжение следует)
Начало в № № 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 29, 31, 32, 34, 36 за 2007.