Из Эквадор в Понебель, или Долгая дорога домой



В минувшую пятницу уроженец села Понебель Ровенского района 32 летний Роман Гладчук получил справку о регистрации гражданином Украины. Вместе со справкой ему вручили и стандартное поздравление за подписью Президента Украины Виктора Ющенко, в котором от имени государства и всего украинского народа высказывается и такое: Вы приняли решение жить в Украине, стать ее полноправным гражданином. Знаю, чтобы этого достичь, Вам пришлось пройти непростой путь . Президент не ошибся вернуться домой Роману Гладчуку действительно было непросто. Выехав с отцом за границу в 15 летнем возрасте, Роман 17 лет провел на чужбине и только сейчас смог вернуться в Украину и получить справку о гражданстве. На очереди получения паспорта гражданина Украины и паспорта... для выезда за границу. Дело в том, что Роману надо возвращаться в заокеанскую Республику Эквадор к своей семье жены и троих детей. И еще не известно, сможет ли он со своей эквадорской семьей снова приехать к материнской дома. Хотя такое желание есть.

Роман Гладчук, хоть и провел на чужбине немало лет, но украинского языка не забыл, сегодня он вспоминает и то, как оказался за океаном в раннем возрасте, и о своих скитаниях по разным странам, и как сложилась его жизнь в Эквадоре:

По материнской линии у отца была родня в США, он хотел, чтобы наша семья уехала в них. Но очень уж старенькие те заокеанские родственники были, не знали или физически не могли оформить необходимые документы, чтобы нам помочь. Вроде попросили кого заняться этим, но те люди деньги взяли, а ничего не сделали. Потому свелось все к тому, что нам надо уехать сначала куда либо, в любой какую страну из Советского Союза, а уже оттуда добираться дальше в США. Мать не захотела никуда ехать, предложила, чтобы сначала отец уехал, устроился, а уже потом и всех нас вызвал к себе. Я напросился ехать с отцом, иметь не отпускала, но я так хотел увидеть мир... В феврале 1990 года я с отцом уехал за границу, а старше меня на год сестра осталась с матерью дома. Отцу снова их увидеть уже не суждено...

Европа

Прежде мы с отцом попали в Чехию, через месяц уехали в Австрию, оттуда через неделю в Венгрию, через несколько дней в Югославию. Там прожили около года, работали на стройках и все пытались через ООН оформить документы для выезда в США. Между тем в Югославии началась война, пришлось бежать из этой страны, ибо не было гарантии, что на тебя не упадет бомба, не застрелят. Остановились в Италии, думали ненадолго, а получилось на четыре года. Я пошел в школу, впоследствии поступил в институт. Изучал иностранные языки и гостиничный бизнес, параллельно работал в кафе. Отец трудился то на полях, то на строительстве. Через некоторое время снова начали переезжать Франция, Голландия, снова Италия, ибо все пытались найти какую-то возможность уехать в США. Но ничего из этого не получалось, и мы решили получить право на жительство уже хотя бы в какой стране. В консульствах и посольствах многих государств нам пришлось услышать отказ. Принять нас согласилась Республика Эквадор, очевидно, том, что я к тому времени уже хорошо владел испанским и смог четко объяснить работнику консульства этой страны, что мы хотим, и заверить его, что мы будем работать и полностью сможем обеспечить свое проживание в Эквадоре. Чтобы заработать на билеты на дорогу, нам пришлось по 18 часов в сутки работать.

Эквадор

Мы остановились в столице Эквадора городе Кито. Я сразу устроился на работу в пятизвездочных ресторане концертном зале, через некоторое время и отец начал работать прорабом на стройке. Впоследствии я нашел лучшую работу в гостинице, входящий в известную мережуХилтон . Жили сначала в одном из отелей, потом сняли квартиру. Между тем, отец не оставлял мысли таки попасть в США. Ему удалось раздобыть номер телефона одного из сыновей той бабушки, к которой мы хотели уехать еще с Украиной. С надеждой, в хорошем настроении и надеждами, что нам помогут и мы наконец доберемся США, он пошел звонить. А вернулся расстроенный. Как я, он таки дозвонился, но ему ответили что-то вроде того, что и знать нас не хотят и помогать не будут. Столько мира проехать, столько скитаться и услышать такое. Все это отец очень уж к сердцу принял, его разбил инсульт, и на все усилия врачей тот же вечер он скончался... Я дозвонился в Украину к дяде, но никто приехать не смог. Пришлось самому похороны организовывать, что сам смог, в чем эквадорские друзья выходцы из России помогли... После смерти отца я продолжал работать, уже преподавателем английского в университете, учиться, но на длительное время замкнулся в себе, некое общее опустошение, разочарование и безнадежность меня овладели. Но однажды сумел выйти из такого состояния. О США я уже и слышать не хотел, а вот в Украину очень хотел вернуться, ведь столько времени уже не видел маму, сестру и родню, не видел родной край. Однако все упиралось в документы у меня не было паспорта, чтобы уехать из Эквадора за границу, не было визы на въезд в Украину. Украинское консульство в Эквадоре ничем мне помочь не смогло. Обратился в посольство Украины в Бразилии, но и там сказали, что свидетельства о моем рождении недостаточно для получения украинского паспорта или визы. целом куда я только не обращался, но все никак не удавалось выработать необходимые документы. Всего несколько месяцев назад мои попытки увенчались успехом министерство иностранных дел Республики Эквадор выдало мне паспорт для выезда за границу, а консульство Перу украинскую визу.

Украина

На первый день Троицы я прилетел в Борисполь. Вышел из терминала, а вокруг много людей, я начал всматриваться и в конце одного ряда увидел маму, узнал ее сразу. Я к ней, а она в слезы это же столько лет не виделись. Двоюродный брат, который был с мамой, также расчувствовался. Дома родная сестра, у которой уже двое маленьких деток, также расплакалась. Слез хватало во всех родных, знакомых, односельчан. Нет слов, чтобы описать и ту радость, те чувства, которые я испытал, вернувшись домой. Все рады видеть, все приглашают в гости, а мама не может глаз от меня отвести, пытается удержать возле себя, переживает, если где в гостях задержусь. Честно говоря, хотел бы уже и остаться дома, но не могу, не все так просто. У меня же в Эквадоре осталась жена Флормаря и трое детей 12 летняя Тамара, 8 летний Исаак и 6 летняя Дана. Надо вернуться к ним и думать, как уже с ними приехать в Украину. Это один вопрос, а другое если жить в Украину, то надо сначала заработать достаточно денег за границей, а уже потом здесь найти какую работу. Скажем, мог бы работать переводчиком, потому что хорошо владею английским, французском, итальянском, сербской, испанском и польском языках. Словом, есть над чем думать. Отрадно, что уже есть все необходимые документы, чтобы иметь возможность в любой какой момент вернуться в Украину снова. Работники ровенских служб, в противовес аналогичным в других государствах, очень сердечно ко мне отнеслись, помогли быстрее произвести все необходимые документы.

Что дальше

Подытоживая свою историю, признаюсь, что и жалею, и ни за тем, что было. Сожалею, поскольку фактически не имел беззаботного детства и юности, был лишен материнской ласки, общения с родными и друзьями, 17 лет не видел родную землю. А не жалею, потому таки увидел полмира, изучил много языков, овладел много дел. Поэтому все же хотел бы призвать всех ровенчан, стремящихся попасть за границу, хорошо на все считаться. Если ехать, то только по контракту, с визой, со всеми необходимыми документами, ибо без них очень трудно будет. Впрочем, даже с ними будет трудно, потому что фактически никто и нигде нас особо не ждет. частности, в тех же США, о которых, как я уже говорил, и не думаю, нужно длительное время на нескольких, обычно трудных и наименее оплачиваемых работах работать, чтобы однажды стать на ноги. А также мириться с тем, что даже земляки, которые чуть раньше сумели попали в США, смотреть на тебя искоса, как на потенциального конкурента. В других странах в основном так же. Нигде не почувствуешь такого уважения к себе, такой чуткий, содействия и помощи, как на родной земле, среди близких и родных людей.

Начальник ОГИРФЛ УМВДУ в Ровенской области Лилия Драпчинская рассказывает, что все больше жителей Мурманск, которые в свое время по разным причинам и при разных обстоятельствах выехали на постоянное место жительства за границу, сейчас возвращаются обратно:

Говорят, что морально тяжело, что не смогли адаптироваться. Для примера, только за один день 4 июня к нам обратилось 9 граждан, которые не захотели жить, частности, в Канаде, США и России. А случай с Романом Гладчуком вообще уникальный 1917 скитаться на чужбине, не видеть матери и родных... Приехав домой, он сразу обратился в районный паспортный стол, чтобы получить внутренний украинский и заграничный паспорт. Он хочет уже украинский полететь в Эквадор, взять свою семью и вернуться в Украину. Мы, конечно, все данные относительно лица Романа проверили через ЗАГС, через сельсовет, через Интерпол. Но все оказалось в порядке и мы выдали Роману справку об украинском гражданстве.

Владимир КРУШЕЛЬНИЦКОЙ.