Давай помолчите, или С ребенком на природу



В разгаре долгожданный период отпусков ... Целый год мечталось о том, чтобы погреться на солнышке, выбраться в лес, на речку или озеро, к морю, уделить внимание близким, порадовать и оздоровить детей. На практике порой все складывается не совсем так. И особенно это касается детей: ребенок, вместо радовать нас веселым щебетом, вдруг делается просто невыносимой капризным, назойливой, непослушной. В чем же дело это именно она портит нам отдых или, может, мы сами-то делаем не так? Как бы там, но отдых с детьми на природе имеет свою специфику.

Работаем над внутренним настроением

Сегодня речь пойдет о детях дошкольного возраста и младших школьников. Подростки стараются уйти на прогулку со сверстниками, а вот малыши, если их несостоявшимся на лето бабушкам, хвостиками везде за родителями.

Успешность отдыха с ребенком на природе во многом зависит от того, как вы себя настроите. С детьми поняттявидпочиты приобретает особый смысл. Меньше это нагадуерозслабитися наоборот, понадобятся повышенные бдительность, собранность и организованность. Но зато есть возможность, как говорят, отдохнуть душой, есть побыть вместе с малышом, никуда не спеша, не отрываясь на постоянные телефонные звонки, не отвлекаясь на телевизор. Провести день не просто с ребенком, но и для ребенка уделить ей внимание, пообщаться, поговорить, разделить ее восторг и удивление, обучить нового.

Придется также заранее продумать, как предотвратить конфликты и несчастных случаев во время прогулки. Очень полезно, чтобы подготовка к походу на природу была упрощена и отработана до мелочей: немаркий удобная одежда, простая пища, которая небыстро портится, запас воды, небольшая аптечка, несколько производных приспособлений и все. Если все прошло без особой суеты и споров это уже половина дела: у малыша меньше поводов чрезмерно возбуждаться.

Обычная прогулка в лес или на реку по количеству детских впечатлений равнозначна кругосветном путешествии взрослого человека. Поэтому придется проследить, чтобы ребенок не перевтомлювалася, излишне не возбуждалась, не перегрелся на солнце и не переохладился в воде. Однако постарайтесь, чтобы ваше управление ребенком было ненавязчивым и даже незаметным для нее. Продумайте, как вовремя переключить внимание ребенка. Создайте условия для отдыха и смены занятия; то расскажите, чтобы она тихонько полежала в тени; поиграйте в спокойную игру. Слишком много внимания и большая трата времени? Но если малыш раскапризничается, то потерянным будет целый день, а не несколько минут.

Очень важно, чтобы на природе Слован нельзя звучали как можно реже можно и бегать, и прыгать, и кататься по траве, и пачкать одежду, и лезть в грязь, и шуметь. Но все в меру! Совсем без запретов, конечно, не обойтись. Среди суровых не мусорить, не ломать деревья, не рвать бездумно огромных букетов, не вмешиваться в жизнь местной живности (не ловить, пусть даже чтобы сразу видпуститидо мамы или до детишек, которые плачут , разнообразных зверюшек, не разрушать их жилища и т.п.).

С самого нежного возраста ребенок должен знать, что в походных условиях приказов не отрицают. Мало того, она должна привыкнуть к нескольким коротких и простых команд: нельзя ,стий ,назад ,зачекай , которые должны звучать только оправдано. Это может спасти ребенку жизнь в минуту реальной опасности. Очень важно, чтобы вы сами знали элементарные правила безопасного поведения на воде, в лесу, в горной местности. С годами эти правила совершенствуются. Поэтому не поленитесь освежить свои знания почитайте, загляните на сайт МЧС.

Общаемся с природой

Обязательно следует задуматься о смысле отдыха на природе. Зачем мы идем с ребенком на озеро или в лес, едем на море? Чтобы она развлеклась, подышали воздухом, загорелая, укрепила здоровье, чтобы ела с аппетитом. Все это прекрасно, но мы люди, и наша жизнь не может сводиться только к физическим и физиологическим ощущений. Общение с природой это одухотворенный процесс, где есть и благодарность Творцу за красоту окружающего мира, и удивление совершенством природы, и боль за неразумной деятельности человека, и чувство ответственности за будущее планеты... Это способность расслабиться в наиболее здоровый образ, умение набраться сил и здоровой энергии от земли, речного песка, морской гальки, лесной травы, деревьев, воды, солнца...

Постарайтесь понять, как прекрасна и высока вам выпала миссия подарить дорогому для вас существу прелесть окружающего мира, умение любоваться игрой теней, слушать шум прибоя, спостеригатинайкрасивиший в мире закат. И если вам это удастся, ребенок обогатится умением видеть окружающий мир сквозь волшебные романтические очки. И тогда она никогда не будет чувствовать себя абсолютно одинокой и несчастной, никогда не почувствует себя ничтожной и обиженной судьбой в ее владениях будут все богатства природы. Но научить всему этому нельзя можно лишезаразиты , если способен чувствовать сам. Поэтому сначала обратитесь в душе вы сами умеете ТАК чувствовать природу?

Но по настоящему ребенок может быть счастлив только чувствуя родительскую любовь. И если на прогулке вам удастся создать атмосферу близости, то долгими зимними вечерами, когда за окном то слякоть и дождь, то снег и мороз,дисталы рутина и куча проблем малыш сам скажет вам: а помнишь?.. Тогда и у него, и у вас в душе родится ощущение тепла и солнечного, и душевного...

Не гоняйтесь за модными курортами и экзотическими местами. Сначала научите своего ребенка любить простые вещи знакомое дерево по дороге в школу, парк неподалеку, сад у дома бабушки. Только не рвитесь в шум и суету найдите возможность научить ребенка тихой созерцательности. Приучите ее иногда остановиться и подумать. Но для начала задумайтесь не забыли ли вы сами, как это делается.

Слушаем тишину

Современный человек перегружен бесконечными шумами. Технический прогресс и шум неразрывно сопровождают друг друга. Дома разноголосый телевизор, урчит стиральная машина, гудит компьютер, раздаются телефонные звонки, слышать шум от соседей... За окном слышен двигатели авто, поодаль бухают механизмы на строительстве, где завывает сигнализация, доносятся чьи визгливые голоса... Маленькие дети живут в постоянном шумовом среде, порой даже засыпают под звуки ссоры между родителями или соседями, боевика или музыки, которая даже отдаленно не напоминает колыбельную. Еще не окрепшая детская нервная система зашкаливает от шумовых перегрузок. Ей обязательно нужен отдых хоть иногда. Поэтому на природе ни в коем случае нельзя включать радио или проигрыватель. Пожалейте психику и нервную систему своего малыша.

И аргументнехай привыкает ему в таком мире жить в этом случае не проходит. Действительно, есть факторы, постепенное привыкание к которым гарантирует устойчивость и закалки: холод, жара, голод и т.п.. время есть и такие, которые, накапливаясь, формируют зависимость и разрушают психику: алкоголь, наркотические вещества и шум в том числе.

Побыть в тишине время невероятно сложно и самим родителям увы, у большинства из нас уже розвинуласяшумова зависимость привычка к постоянному звукового фона, без которого начинается настоящая ломка. Однако придется перетерпеть, и тогда наградой будет богат мир природных звуков: шепот сосен, плеск волн, жужжание пчелы, щебет птиц, кваканье лягушки, шуршание ящерицы, которая пробежала в траве. И нужно сказать малышу: Давай помолчим . Именно такие минуты запоминаются на всю жизнь душа говорит в тишине.

Приобретаем новых знаний

Приходится наблюдать, как нынешние школьники не знают имен простейших растений. И начинаешь понимать, что обычная задача прошлых лет собрать за лето гербарий имело очень важный смысл. А теперь наукообразные, нашпигованы терминологией учебники прочь чисто отбивают у детей всех какое желание познавать окружающий мир. Но не будем же мы перекладывать ответственность за своих детей на государство, Министерство образования или конкретного учителя? Мы сами не знаем, как называется та или иная растение? Не страшно. Спросите вместе с малышом у того, кто знает. Или внимательно рассмотрим, сфотографируем и поищем потом в книге или Интернете. И важно не количество заученных названий, а пробуждение интереса к, что растет у нас под ногами, внимание к нашим зеленым друзьям, базовые знания о лекарственных и ядовитых растениях, бережное отношение к природе.

Между тем стемнело, на небе появились звезды... Показать менее Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду это дело чести каждого из родителей. И поверьте даже если вы заведете об этом с ребенком только однажды, протяжении всей жизни, обращая взор к ночному небу, она будет искать знакомые созвездия и вспоминать вас...

На природе неизбежно услышите множество дитячихчому . И совсем не обязательно быть для своего ребенка ходячей энциклопедией и судорожно рыться в голове, чтобы выдержать экзамен на отца, якийзнае . Главное не пропустить вопрос мимо ушей, НЕ замять его, НЕ отмахнуться. Лучше сказать: Я наверное не знаю, но когда придем домой, поищем в энциклопедии . И не забыть вместе посмотреть, почитать, обсудить! При этом результатом будет не ответ на один из многих вопросов, интересующие ребенка, а показан ей путь, где и как находить информацию. Очень важно приучить ребенка настойчиво искать и находить ответы на вопросы. Ведь именно так прививается чувство, что это невероятно интересно познавать окружающий мир!

Пройдет время... Ваше бесценное чадо войдет в подростковый возраст и начнет выбираться на природу с веселыми шумными компаниями. Неужели все то, чего вы его учили и вкладывали в него, куда денется, окажется ненужным, невостребованным? Не волнуйтесь впоследствии ваш ребенок сам станет мамой или папой и, отправившись на природу, скажет своему малышу: Давай помолчим!.

Анна ЯЦЕНКО, Мария КИРИЛЕНКО,Дзеркало неделе.