Александр Ирванец - боец постмодерновой революции
На этой неделе известный Ровенский поэт Александр Ирванец в компании своих друзей Виктора Неборака и Юрия Андруховича во Львове и в Киеве празднует юбилей не менее известного литературного объединения, одной из важнейших легенд независимой украинской культуры 80-х годов - группы Бу-Ба-Бу Накануне юбилея поэт гостил в родном городе.
- С какими чувствами вы подходить к этому юбилею? b>
- С одной стороны, страшно подумать, что со времени нашего объединения прошло целых 20 лет, уже выросло целое поколение. Иногда подходят молодые люди и говорят: а вы знаете, мой отец был на вашем вечере в каком-то далеком году. Немного становится жутко за этого. А с другой стороны, мы все в порядке, все в хорошей форме, и думаю, что еще одно поколение будет переводить друг другу, что они были на вечерах Бу-Ба-Бу.
- В последнее время таких вечеров было немного? b>
- Где во второй половине девяностых мы понемногу свели эту практику к нулю. Последний вечер состоялся 15 лет назад во Львовской филармонии, где меня поразило количество людей - я думал, что нас все позабыли, зато зрителей было много. Двадцатилетие мы празднуем во Дворце культуры им. Хоткевича во Львове и в Молодом театре в Киеве.
- Откуда, собственно, вы и начинали b>
- Молодой театр для нас действительно важен. Мы заснувалися в 1985 году, но где-то полтора года существовали в кухонном, полулегальном режиме - цензура еще действовала, печатать наши стихи были на так легко, но мы их читали для ближайших друзей - преимущественно творческой интеллигенции. В декабре 1987 Неборак случайно познакомился с Лесем Танюком, только возглавил Молодежный театр на Прорезной. Наш творческий вечер стал дебютной художественной акцией для малой сцены театра. Можно сказать, после этого вечера мы проснулись знаменитыми.
- В вашем творчестве от бурлескно-балаганные-БУфонадности сейчас что-то осталось? b>
- Если говорить обо мне, то я успешно продолжаю буфонадиты в программе Пять копеек, если понимать буффонаду как веселое остроумное шутовство. Я думаю, у всех трех оно осталось. Можно сказать так: мы не перестали быть бу-ба-бистамы, единственная разница в том, что раньше мы все делали напоказ, а сейчас все творчество являются внутренними жизненными концепциями. В душе мы остались такими, какими были.
- Теперь давайте о вас лично. Насколько сильно на вас повлияла политическая ситуация в стране? B>
- Это я повлиял на нее! Я уже полтора года каждую неделю пишу политические стихи для Пяти копеек, в свое время автор программы Роман Чайка, который отслеживал мои публикации в газетах, сам нашел меня и предложил сотрудничество. Я прекрасно понимаю, что эта моя работа не имеет ничего общего с высокой поэзией, но знаю, что умею писать прикольно, смешно. И я уже в том возрасте, когда не буду делать того, что мне неинтересно.
- А что вам интересно сейчас? b>
- Заниматься литературой. На том же Пятом канале я веду небольшую ежедневную книжную рубрику, где рассказываю разные плохие вещи о книжных новинках, чтобы на них обратили внимание. Кроме того, я являюсь председателем жюри издательства Смолоскип - сейчас я читаю работы молодых гениев, кривляюся, плююся и пишу на них рецензии. Кроме того, я работаю для газеты Украина молода и радио Свобода, немножко занят в украинском центре культурных исследований, где сейчас собственно занимаюсь исследованием связей украинской и белорусской литератур новейших времен.
- А как насчет собственного творчества? b>
- Сейчас я увлекся драматургией. Недавно написал Щелкунчик 2004 - небольшую пьесу об истории любви на фоне нашей оранжевой революции - этой, как говорят, эталонной постмодерновой революции.