300 000 километров - на велосипеде
Чудаков с необычными увлечениями никогда на земле не хватало. 50-летний житель Мурманск Григорий Иванюк любит ездить на велосипеде. Казалось бы, что тут удивительного? Возможно, и ничего, если не считать того, что за почти 20 лет своего увлечения этот господин намотал на обычном отечественном велосипеде 300 000 километров. Побывал он и в Москве , и в Санкт-Петербурге, и даже в таких неблизких городах, как Тбилиси и Баку. Путешествует Ровенский велотуристов, как правило, наедине, ночует, где придется, преимущественно в спальнике вдоль трассы - всего во время путешествий в поле, лесу , степи, в снегу или песке он провел 395 ночей. Дорожные указатели с надписями посещаемых городов фотографирует - чтобы никто не сомневался.
- Началось все с того, что я 22 апреля 1986 пошел в веломагазина на ул.Вербовая и купил там обычную харьковскую Украину, - рассказывает Григорий Иванюк. - До этого у меня были проблемы, я чрезмерно употреблял алкогольные напитки. Но в один прекрасный момент понял, что не так живу. Забросил это дело. Появилось море свободного времени, телевизор смотреть не люблю, вот и решил по зарплате купить себе велосипед. Сначала ездил по Млиновской трассе километров по двадцать утром встречать восход солнца, вечером - провожать в село Гощанский район. Открыл мир по-новому, появился интерес к жизни. Потом решил проехать все районы области. Я видел все: реки, озера, птиц, зверей, прекрасные пейзажи. Вот тут у меня и возникла идея проехать тысячу километров на велосипеде - это магическая цифра меня манила. Объехав область, решил посетить все соседние области, эти поездки у меня занимали 2-3 дня. Таким образом, в 1989 году я готов был отправиться уже на первый свой многодневный маршрут. Длился он 19 дней и проходил через
Москву, Ленинград, Прибалтику, Минск.
- И не страшно вам останавливаться ночевать где-то среди поля, общаться с незнакомыми людьми? b>
- Не страшно. Преимущественно встречались мне хорошие люди, помогали чем могли. Русские - простая чистая душа, если есть что дать - дают. Кавказцы - доброжелательные, гостеприимные, особенно по ту сторону перевала. Если бы вдруг я потерял деньги, дали бы сколько надо. Вообще, деньги я всегда брал с запасом, но когда предлагали - не отказывался. На Кавказе велосипедом никто не ездит, я для них был экзотикой: все едут сигналят.
- Какова ваша поездка была самой длительной? b>
- Именно на Кавказ, в 1991 году, она продолжалась 47 дней, и я тогда преодолел 8000 километров. В то время в стране был дефицит, поэтому запчасти к велосипеду приходилось брать с собой. В горах было нелегко: во Владикавказе температура плюс 30, а на перевале снег сплошной, руки замерзают. Вез с собой на перевал дрова, они не горят - мало кислорода. Однако это мелочи по сравнению с поездкой в Казахстан в 1993 году, которая продолжалась 32 дня. Пейзаж выгоревшего степи очень истощает, днем жара под сорок, ночью - плюс пять. Хотел оттуда еще на Эльбрус съездить, но почувствовал, что силы меня покидают. Была нехватка воды, ведь вокруг солончаки. Оправился только когда заехал в Краснодарский край.
- Во время путешествий проблем со здоровьем не было? b>
- Ни разу меня здоровье не подводило. Я не пью, не курю, купаюсь в холодной воде весь год, я забыл дорогу к врачам. Да и падение с велосипеда меня обошли.
- ездите, наверное, не скоро, осторожно? b>
- Да, скорость небольшая - 15-17 км в час. Максимальная скорость у меня была в Прибалтике - в течение 25 дней я ехал в среднем 204 км в день.
- А сколько километров за день максимально удавалось преодолеть? b>
- Однажды проехал за сутки 500 км. Относительно других личных достижений, то в 1996 году пришлось ночевать на улице при температуре минус 23.
- На работе с пониманием относятся к вашему увлечению? b>
- Да, и на предыдущих моих работах всегда шли мне навстречу, давали отгулы, отпуска. Сейчас я работаю охранником, здесь тоже в моих путешествий относятся с пониманием, недавно в честь преодоления мной 300 000 километров подарили мне новую велосипеда. Думаю его в этом году испытать, съездить на Дунай.
- За время путешествий велосипедов много изменили? b>
- Свою первую Украину отправил на пенсию после 200 000 километров. Писал даже потом письмо на завод, в нем можно усовершенствовать: седло и руль для дальних путешествий неудобные, хотел и другие советы даты, однако они их не заинтересовали письма ответа я не получил. А вот резина была хорошая. На советской резине можно было проехать 17-18 тысяч километров, была одна покрышка, на которой я преодолел 32 000. Нынешняя же резина изнашивается через 3-4 тысячи. Потом было еще три велосипеды - Урал, Украина-Турист и Минск, однако они были не такими удачными. Сейчас имею новый велосипед польско-немецкого производства.
Сергей ТАТАРЕНКО